3.3.1. Как перейти к нормальному зарядному давлению в тормозной магистрали в случае ее перезарядки в грузовых и пассажирских поездах?
Завышение давления в тормозной магистрали (за исключением случаев отпуска тормозов повышенным давлением) может происходить при неисправности редуктора крана машиниста, пропуске золотника или оставлении ручки крана в I положении.
Если это произошло с пассажирским поездом, последний необходимо остановить снижением давления в тормозной магистрали на 0,5—0,6 кгс/см2. Затем несколькими перетормаживаниями разрядкой магистрали на 1,0—1,2 кгс/см2 с последующим отпуском тормозов давлением 0,5—0,6 кгс/см2 меньшим, чем то, с которого выполнено торможение, перевести тормозную сеть поезда на нормальное зарядное давление и проверить отпуск тормозов всего состава.
Если восстановить нормальную работу редуктора не представляется возможным, его следует заменить, переставив из второй кабины. При однокабинном локомотиве нужно довести поезд до ближайшей станции, где есть возможность смены редуктора. Нельзя допускать при этом повышения давления в уравнительном резервуаре более 5,0—5,2 кгс/см2. При повышении давления в уравнительном резервуаре сверх указанного значения ручку крана нужно перевести в IV положение (перекрыша с питанием), поддерживая в уравнительном резервуаре давление 5,0—5,2 кгс/см2 кратковременным переводом ручки крана в поездное положение, когда давление в уравнительном резервуаре вследствие его неплотности снизится до 4,9—5,0 кгс/см2.
Если пассажирский поезд следует на электропневматических тормозах, переход на нормальное давление может быть произведен повторными полными торможениями и отпусками ЭПТ, при которых снижается давление в запасных резервуарах.
Если при следовании с грузовым поездом давление в тормозной магистрали оказалось завышенным из-за оставления ручки крана в I положении, при кране машиниста № 394 ручку перевести в поездное положение. Если произойдет самоторможение, поезд остановить.
Для перехода на нормальное зарядное давление на стоянке необходимо снизить давление в тормозной магистрали до 3,2-3,6 кгс/ см2, после чего отпустить тормоза, выдержав ручку крана машиниста в I положении до давления в уравнительном резервуаре 6,0—6,5 кгс/см2. После отпуска воздухораспределители на равнинном режиме перейдут на нормальное зарядное давление. Воздухораспределители № 320 необходимо отпустить выпускным клапаном.
При завышении давления в тормозной магистрали из-за неисправности редуктора ручку крана машиниста следует перевести в IV положение. После снижения давления в уравнительном резервуаре до нормального зарядного поезд нужно остановить и редуктор сменить.
Если замену по каким-либо причинам сделать невозможно, следует продолжать дальнейшее движение поезда, не допуская завышения давления в уравнительном резервуаре и истощения тормозной сети.
3.3.2. В чем причина завышения давления в тормозной магистрали во II положении крана машиниста и какие могут быть последствия этого! Как устранить эту причину?
Завышение давления в магистрали во II положении ручки крана машиниста №394 (395, 222М) происходит из-за пропуска воздуха по клапану редуктора (засорение клапана) в количестве большем, чем выпускается через стабилизатор. В кранах № 222 без стабилизатора в этом случае открывалось центральное отверстие диаметром 1,5 мм в диафрагме редуктора, а в кранах со стабилизаторами его нет.
Если машинист своевременно не обнаружит завышение давления в магистрали при II положении ручки крана, через несколько минут может произойти самоторможение поезда и вынужденная остановка его. Это самоторможение возможно тогда, когда зарядка воздухораспределителей в головной части поезда будет выше давления регулятора, при котором начинают работать компрессоры (нижнее давление). В этих условиях после остановки компрессоров за счет отсоса воздуха на зарядку тормозной сети хвостовой части возможно быстрое снижение давления в главных резервуарах и выравнившегося с ним давления в головной части тормозной магистрали и срабатывание тормозов.
В пассажирском поезде при экстренном торможении с повышенного зарядного давления возможно заклинивание колесных пар. При своевременном обнаружении завышения давления в магистрали нужно ручку крана машиниста перевести из II положения в IV и продолжать вести поезд. За счет утечек воздуха из уравнительного резервуара будет происходить ликвидация сверхзарядного давления. После достижения зарядного давления ручку крана переводят во II положение и так повторяют до тех пор, пока условия ведения поезда позволяют произвести продувку клапана редуктора. Если завышение давления повторяется, рекомендуется ослабить заглушку стабилизатора, вызвав через нее небольшую утечку сжатого воздуха в атмосферу. При первой же остановке поезда нужно вынуть и очистить клапан редуктора и его седло. После этого ликвидировать утечку через заглушку стабилизатора и убедиться в отсутствии накапливания давления.