Северо-Кавказская ж.д.
Тел. №ИСХ-17124/ЦТ от 02.09.2021
Руководство Дирекции тяги неоднократно обращало внимание руководителей Т и ТЧЭ на низкий уровень обучения локомотивных бригад и недостаточность мер, принимаемых по итогам расшифровки и анализа работы приборов безопасности.
Однако руководителями Т СКАВ и ТЧЭ Батайск, несмотря на ранее допущенные грубые случаи нарушения безопасности движения, выводов сделано не было.
Как следствие, допущено очередное технологическое нарушение, едва не приведшее к тяжелому транспортному происшествию.
Обстоятельства
Так, 20.08.2021 при следовании пассажирского поезда № 174, с электровозом ЭП20 № 072, оборудованного системой БЛОК с АЛС-ЕН, приписки Т МОСК, под управлением ТЧМ ТЧЭ Батайск Т СКАВ по перегону Кутейниково – Виноградовка, оборудованного системой автоматической локомотивной сигнализации, как самостоятельное средство интервального регулирования движения поездов с изменяемыми (подвижными) блок-участками при скорости 116 км/ч ТЧМ применил экстренное торможение, с остановкой за 666 м до хвостового вагона остановившегося впереди грузового поезда.
При анализе файла поездки установлено, что при следовании поезда № 174 по перегону Кутейниково – Виноградовка со скоростью 118 км/ч, при допустимой 123 км/ч на протяжении 1700 метров на блоке индикации БЛОК отображалась информация о снижении количества свободных рельсовых цепей с 9-ти до 4-х.
При этом ТЧМ в нарушение требований пункта 3.1.5. Инструкции о порядке движения поездов на участках железнодорожных линий, на которых осуществляется интервальное регулирование поездов с подвижными блок-участками по сигналам АЛС, применяемого, как самостоятельное средство сигнализации, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 02.11.2020 №2393/р, не руководствовался показаниями блока индикации прибора безопасности БЛОК и не осуществлял своевременно служебным торможением снижение фактической скорости в соответствии с оставшейся длинной свободного участка пути до точки прицельной остановки.
Поезд был остановлен экстренным торможением, только когда величина допустимой скорости сравнялась с фактической и в дальнейшем фактическая скорость превысила допустимую скорость, заложенную алгоритмом работы прибора безопасности.
Кроме того, алгоритм работы приборов безопасности КЛУБ-У и БЛОК с приемом сигналов АЛС-ЕН в настоящее время не обеспечивает контроль скорости при следовании на желтый огонь входного светофора станций на участке, где система автоматической локомотивной сигнализации, используется как самостоятельное средство интервального регулирования движения поездов с изменяемыми (подвижными) блок-участками.
Следует отметить, что указанные несоответствия не выявлялись ни командно-инструкторским составом депо, ни специалистами и руководителями Т СКАВ, ЮВОСТ.
Постановляющая часть
В целях снижения рисков транспортных происшествий и иных событий, обязываю:
1. Всем Т, ТЧЭ:
1.1. Внести обстоятельства данного случая и требования настоящей телеграммы в материалы предрейсового инструктажа локомотивных бригад и довести до сведения техников по расшифровке носителей информации.
1.2. Ежемесячно на постоянной основе информацию о всех случаях некорректной работы электронных карт и нарушениях алгоритма работы приборов безопасности предоставлять на имя ЦТГ и в АО «НИИАС».
2. Т МОСК, Ю-ВОСТ, С-КАВ, В-СИБ, ЗАБ, ДВОСТ организовать и провести технические занятия с работниками локомотивных бригад и техниками по расшифровке по изучению требовании Инструкции о порядке движения поездов на участках железнодорожных линий, на которых осуществляется интервальное регулирование поездов с подвижными блок-участками по сигналам АЛС, применяемого, как самостоятельное средство сигнализации, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 02.11.2020 № 2393р.
3. АО «НИИАС» Долгому А.И. (по согласованию) до 15.09.2021 представить в ЦТ предложения по изменению алгоритмов работы КЛУБ-У, БЛОК в части дачи рекомендаций ТЧМ по своевременному применению служебного торможения для выполнения допустимой скорости, установленной приборами безопасности.
4. Т МОСК, Ю-ВОСТ, С-КАВ, В-СИБ, ЗАБ до момента доработки программного обеспечения установить временный порядок, при котором ТЧМ должен заблаговременно снижать скорость с таким расчетом, чтобы при индикации на КЛУБ-У, БЛОК четырех и менее свободных рельсовых цепей фактическая скорость была не более 80 км/час для пассажирских и пригородных (на локомотивной тяге) поездов, и не более 60 км/ч для грузовых и хозяйственных поездов.
5. Считать утратившими актуальность требования приложения к телеграмме ОАО «РЖД» от 30.10.2019 № ИСХ-19188/ЦТ «Памятки об особенностях эксплуатации КЛУБ-У с 12 пакетом на участках АЛСО с ПБУ».
6. Ответственность за исполнение данной телеграммы возлагаю на Т и ТЧЭ лично.
1-й зам. ЦТ В.А.Кривоносов