Западно-Сибирская ж.д.
Тел. №ИСХ-8917/ЦТ от 14.05.2021
Руководителями Западно-Сибирской дирекций тяги и управления движением не организовано проведение совместной профилактической работы среди локомотивных бригад и работников станций, по выполнению установленных нормативными документами требований ведения служебных переговоров.
Как следствие, 11 мая 2021 г. на станции Барабинск Западно-Сибирской ж.д., на стрелочном переводе № 37, допущено боковое столкновение осаживаемого по 7 пути маневрового состава с прибывающим на 5 путь грузовым поездом № 2103. В результате столкновения допущен сход 3 вагонов в поезде № 2103, задержан 21 грузовой поезд общей продолжительностью 43 час. 40 мин.
Обстоятельства
Расследованием установлено, что 11 мая 2021 г. в 6 час. 30 мин. на 7 путь станции Барабинск прибыл поезд № 2109 (вместимость пути 77 у.в., длина поезда 82 у.в.).
Для освобождения стрелочного перевода № 37 и обеспечения последующего приема поездов ДСП был приготовлен маршрут и открыт сигнал НМ7. По команде ДСП маневровым порядком осуществлено протягивание поезда № 2109 и его установка хвостовой частью в пределах полезной длины 7 пути (планировалась смена локомотивной бригады).
Далее, в 6 час. 40 мин. на 9 путь станции Барабинск прибыл поезд № 2113. По причине ожидания локомотивной бригады требовалось обеспечить закрепление данного состава. В это же время ДСП станции Барабинск был приготовлен маршрут приема на 5 путь поезду № 2103.
В соответствии с планом работы, в 6 час. 49 мин., ОПЦ произвела укладку тормозного башмака и передала команду машинисту поезда № 2113 на 9 пути станции Барабинск на осуществление наката.
Машинист поезда № 2109 на 7 пути станции Барабинск, неверно воспринял переданную команду машинисту поезда на 9 пути и начал осаживать состав поезда. Расстояние, пройденное локомотивом по 7 пути, составило 91 метр.
Как следствие, в 6 час. 50 мин. при прибытии поезда № 2103 на 5 путь станции Барабинск на стрелочном переводе № 37 произошло боковое столкновение хвостового вагона, осаживаемого по 7 пути состава, с 63 по ходу движения вагоном поезда № 2103.
Причины
В ходе расследования установлено, что допущенное столкновение подвижного состава стало следствием комплекса нарушений, допущенных на стыке взаимодействия хозяйств тяги и перевозок.
Машинист поезда № 2109, в нарушение требований раздела IV Типовых требований по ведению регламента служебных переговоров, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 5 марта 2020 г. № 496р (далее – Типовые требования) приступил к выполнению маневровых передвижений по осаживанию состава при отсутствии плана маневровой работы и без команды от руководителя маневров.
Кроме того, машинист поезда № 2109, в нарушение требований пункта 3.10 приложения № 9 к ТРА станции Барабинск произвел переключение с канала поездной радиосвязи диапазона ГМВ на канал диапазона МВ без указания ДСП.
Фактически выполняемая технология работы на станции Барабинск по приему, отправлению и маневровой работе с поездами, превышающими вместимость приемо-отправочных путей, не соответствует Местной инструкции, утвержденной 7 марта 2018 г. Так, ДСП произвел прием поезда № 2109 на путь № 7, не предназначенный для приема грузовых поездов, превышающих его полезную длину.
Кроме того, в нарушение требований пункта 4 Общих положений ИДП, ДСП при приеме поезда № 2109 на станцию Барабинск не убедился в правильности восприятия машинистом доведенного плана дальнейшей маневровой работы.
В нарушение установленных распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2017 г. № 1258р требований, руководителями станции Барабинск и локомотивных эксплуатационных депо не выстроена эффективная система по контролю выполнения установленного регламента служебных переговоров. С начала текущего года на станции Барабинск было проведено 82 проверки выполнения регламента переговоров командно-инструкторским составом депо, из них только 12 проверок были проведены совместно с руководителями станции. В ходе указанных проверок было выявлено всего 62 нарушения (менее одного нарушения за проверку).
Системной причиной допущенного нарушения безопасности движения стало невыполнение всеми участниками перевозочного процесса требований раздела III пункта Типовых требований, в части необходимости ведения регламента служебных переговоров кратко и четко, убеждения каждый раз в правильности восприятия переданных команд, а также запрета на приведение машинистом в движение локомотива при отсутствии плана маневровых передвижений или неуверенности в правильности его восприятия.
Постановляющая часть
1. Всем Т, ТЧЭ, Д, ДЦС, ДС:
1.1. Организовать в установленном порядке инструктаж локомотивных бригад, ДСП и работников, связанных с закреплением подвижного состава, по обстоятельствам допущенного 11 мая 2021 г. случая столкновения подвижного состава на станции Барабинск.
1.2. Организовать в мае-июне 2021 г. изучение с причастными работниками станций и локомотивных бригад:
1.2.1. местных инструкций по приему, отправлению и маневровой работе с поездами повышенной массы и длины, соединенными, длинносоставными и поездами, превышающими вместимость приемо-отправочных путей станций обслуживаемых участков;
1.2.2. регламента выполнения операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных путях;
1.3. В мае-июне 2021 г. провести совместное изучение регламента переговоров с работниками единых смен, а также на совещаниях локомотивных бригад с приглашением причастных работников станций и ревизоров движения, в том числе в онлайн формате.
1.4. В срок до 30 июня 2021 г. организовать проведение руководителями станций и локомотивных эксплуатационных депо совместных проверок соответствия фактически выполняемой работы на железнодорожных станциях требованиям технологических процессов и местных инструкций.
2. Всем Т и Д в срок до 11 июня 2021 г. совместно рассмотреть результаты проводимой работы по вопросам выполнения регламента служебных переговоров и достаточность принятых мер с предоставлением личных докладов в ЦТ и ЦД.
3. Ответственность за выполнение требований данной телеграммы возлагаем на Т и Д лично.
И.о. ЦТ О.В.Чикиркин 1-й зам. ЦД А.Г.Кислов