Куйбышевская ж.д.
Тел. №ИСХ-9861 от 5.05.2021
Несмотря на проводимые профилактические мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов положение дел с производственным травматизмом в ЦТ оценивается как неблагополучное – рост смертельного травматизма (в 2020 году – 0, в 2021 году -1 смертельный).
1 мая 2021 г. в 9 часов 50 минут на станции Октябрьск КБШ ж.д. в результате воздействия электротока был смертельно травмирован помощник машиниста электровоза ТЧЭ Пенза КБШ Т, 1995 г.р.
Обстоятельства
Оперативным расследованием установлено, что локомотивная бригада после межсменного отдыха по станции Октябрьск принимала на путях станции электровоз 2ЭС6 № 776/772 приписки ТЧЭ Кипень.
Помощник машиниста производил осмотр механической части электровозов, а машинист осуществлял приемку оборудования локомотива, находясь в кабине 1-ой секции электровоза 2ЭС6 №776.
Ориентировочно в 9-55 помощник машиниста был обнаружен осмотрщиком-ремонтником вагонов, лежащим возле 1 секции второго в сплотке электровоза 2ЭС6 № 772.
Несмотря на оказанную первую медицинскую помощь и реанимационные мероприятия, проведенные фельдшером скорой помощи, в 10-58 констатирована смерть помощника машиниста.
При осмотре тела погибшего сотрудниками ЛОВД были обнаружены следы электроожогов. При осмотре места происшествия рядом с телом была обнаружена металлическая проволока длиной 94 см с импровизированной рукояткой, имеющая следы электроожога.
При осмотре локомотива 2ЭС6 №772 следы воздействия электрической дуги обнаружены на поверхности нижней части левого скоса полоза токоприемника №1 и поверхности левого поручня входной двери электровоза.
Повтор видеозаписей прибытия поезда на станцию Октябрьск позволил установить, что на электровозе 2ЭС6 № 772 не был закрыт первый по ходу движения лючок для экипировки песком с левой стороны, расположенный в непосредственной близости от первого по ходу движения токоприемника. При осмотре локомотива после происшествия установлено, что данный лючок закрыт, но не заперт на защелку. Последняя экипировка локомотива песком проведена 25.04.2021 на ПТОЛ Кинель.
Таким образом, основной версией происшествия является нарушение требований электробезопасности, выразившееся в том, что помощник машиниста, используя самодельное приспособление из проволоки, практически вслепую производил закрытие люка песочного бункера, находясь в проеме двери электровоза. Ввиду малого расстояния от люка до полоза токоприемника, опущенного, но находящегося под напряжением, и плохой видимости, произошло касание проволокой левого скоса полоза токоприемника и поражение помощника машиниста электрическим током из контактной сети.
Причины
Причиной несчастного случая является неудовлетворительное обучение по электробезопасности работников локомотивных бригад руководителями и командно-инструкторским составом ТЧЭ Пенза.
Аналогичный случай травмирования электрическим током произошел в 2009 году с помощником машиниста электровоза ТЧЭ Лянгасово ГОРЬК Т, который при попытке очистки тифона на электровозе ВЛ60к с помощью алюминиевого профиля длиной 1 м 44 см коснулся токоведущих частей крышевого оборудования и получил термический ожог 20% тела.
Постановляющая часть
1. В связи с ростом смертельного травматизма согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 10.09.2014 №2119р «О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» ввести с 6 мая 2021 г.:
- во всех Т и ТЧЭ повышенный режим управления охраной труда сроком на 1 месяц;
- в ТЧЭ Пенза Т КБШ индивидуальный режим сроком на 2 месяца.
2. Всем Т, ТЧЭ:
2.1. Для оперативного информирования работников локомотивных бригад включить сроком на 2 месяца в предрейсовый инструктаж, который проводится на электронных терминалах с программным обеспечением или на персональных компьютерах, планшетах и других мобильных устройствах в Web-версии АС инструктаж, информацию по несчастном случае со смертельным исходом с помощником машиниста ТЧЭ Пенза КБШ.
2.2. Провести в установленном порядке всем работникам локомотивных бригад, машинистам-инструкторам, дежурным по депо, инспекторам приемки локомотивов внеплановый инструктаж по обстоятельствам и причинам несчастного случая с доведением требований по соблюдению п.1.22 и 1.13 Инструкции по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 12.12.2017 №2585р.
2.3. В срок до 15 июня 2021 г. сделать каждому работнику локомотивной бригады запись в служебном формуляре формы ТУ-57 красным цветом: «Запрещается приближаться, непосредственно или с применением посторонних предметов, на расстоянии менее 2-х метров к токоведущим частям крышевого оборудования».
2.4. В суточный срок обеспечить размещение в местах заступления работников локомотивных бригад и прохождения всех видов инструктажей, в ДОЛБ, в местах проведения ПРМО «Тревожных сигналов» о допущенном случае смертельного электротравмирования.
2.5. Обеспечить проведение целевых проверок в период действия повышенного режима управления охраной труда всеми заместителями Т и ТЧЭ.
2.6. При проверках применять фото- и видеофиксацию выявленных нарушений. Особое внимание уделять соблюдению работниками локомотивных бригад мер безопасности при приемке локомотивов.
2.7. Обеспечить приемку тягового подвижного состава со всех видов ремонта и обслуживания, только при наличии:
- исправных блокировочных устройств, диэлектрических перчаток и заземляющих штанг;
- надписей о запрете подъема на крышу электровоза при наличии напряжения в контактной сети и поднятом токоприемнике;
- окрашенных изнутри в красный сигнальный цвет крышки и прутковые ограждения на монтажных люках локомотивов, которые ведут на крышу;
- выкрашенных в красный цвет защитных щитов и лестниц на маневровых тепловозах, с надписью «Подъем на крышу запрещен»;
- дополнительной надписи в кабине паровоза, тепловоза, газотепловоза, газотурбовоза: «Подъем на крышу запрещен».
2.8. Всем ТЧЭ, ТЧЭЗ, ТЧГ провести в эксплуатационных депо в период повышенного режима управления внеплановые технические занятия по изучению требований п. 1.22, 1.13 и 3.3.31 Инструкции по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД».
2.9. Перевести внеочередную проверку знаний норм и правил работы в электроустановках:
- в срок до 6 июня 2021 г. в комиссиях Т всем начальникам ТЧЭ, членам комиссий ТЧЭ по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, всем ТЧМИ и инструкторам по приемке локомотивов;
- в срок до 6 августа 2021 г. в комиссиях ТЧЭ всем дежурным по депо и работникам локомотивных бригад.
2.10. В срок до 6 июня 2021 г. проверить:
- соблюдение порядка присвоения электротехническому персоналу группы допуска по электробезопасности;
- соблюдение сроков проведения очередного обучения и очередной проверки знаний по электробезопасности.
2.11. В период действия нештатных режимов управления охраной труда организовать проведение мероприятий, предусмотренных распоряжением ОАО «РЖД» от 10.09.2014 №2119р «О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО «РЖД», Методическими рекомендациями по вводу режима управления охраной труда, утвержденными в ОАО «РЖД» 02.12.2016 №Исх-4126/ЦБТ с оценкой качества проведения повышенного режима, результативности работы в ТЧЭ и Т в целом.
2.12. Подвести итоги нештатных режимов управления охраной труда с оценкой качества работы руководителей Т и ТЧЭ согласно Методическим рекомендациям по вводу режима управления охраной труда, утвержденными в ОАО «РЖД» 02.12.2016 №Исх-4126/ЦБТ.
3. Т КБШ Фомичеву С.В.:
3.1. Обеспечить расследование несчастного случая в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
3.2. В декадный срок с участием представителей сервисной компанией провести разбор по факту незакрытия крышки люка песочного бункера на электровозе серии 2ЭС6 № 776/772 приписки ТЧЭ Кинель.
3.3. В трёхсуточный срок с даты утверждения акта о расследовании несчастного случая рассмотреть результаты расследования несчастного случая с помощником машиниста электровоза ТЧЭ Пенза Т КБШ, достаточности принятых мер по исключению аналогичных случаев травмирования работников. По итогам рассмотрения принять к виновным меры дисциплинарного характера.
3.4. В течение пяти дней после окончания расследования смертельного несчастного случая представить в ЦТ материалы расследования, принятые меры по итогам рассмотрения в Т КБШ и Н КБШ результатов расследования несчастного случая со смертельным исходом.
3.5. В соответствии с пунктом 5.18.8 СТО РЖД 15.013-2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения», направить в центральную комиссию ОАО «РЖД» на внеочередную проверку знаний по электробезопасности ответственного за электрохозяйство Куйбышевской дирекции тяги.
3.6. В соответствии с пунктом 5.18.7 СТО РЖД 15.013-2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения», после завершения расследования несчастного случая со смертельным исходом направить в комиссию Дирекции тяги на внеочередную проверку знаний по электробезопасности начальника эксплуатационного локомотивного депо Пенза Овчинникова А.Ю., главного инженера эксплуатационного локомотивного депо Пенза Шереметьева Д.Ю. и начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Куйбышевской дирекции тяги Камилову Н.И.
4. Генеральным директором УК «Локомотивные технологии» Богатыреву Б.Ю. (по согласованию) и ООО «СТМ-сервис» Зайцеву О.Е. (по согласованию):
4.1. Довести до сведения работников обстоятельства и причины несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с помощником машиниста ТЧЭ Пенза Т КБШ.
4.2. Провести проверки выполнения технологии цикловых работ по ремонту и обслуживанию локомотивов, особое внимание уделив закрытию люков песочных бункеров на локомотивах.
4.3. Провести проверки технологических карт по экипировке локомотивов песком на предмет обязательного закрытия на запирающее устройство люков песочных бункеров.
5. Всем Т:
5.1. Еженедельно по средам представлять в ЦТ отчёт о проведенной работе в период повышенного режима управления охраной труда по прилагаемой форме.
5.2. В срок до 10.06.2021 представить в ЦТ отчет о проведенной работе.
6. Ответственность за исполнение настоящей телеграммы возлагаю на Т.
ЦЗ-ЦТ О.С.Валинский