Восточно-Сибирская ж.д.
Тел. №ИСХ-2200 от 02.02.2022
За истекший период работы в зиму 2021-22 годов по ответственности структурных подразделений Дирекции тяги (далее – ЦТ) допущен ряд случаев нарушений безопасности движений из-за проездов запрещающих сигналов светофоров по причине отсутствия должного тормозного эффекта в грузовых поездах и маневровых составах, вследствие заснеженности путей и ходовых частей подвижного состава.
В частности, 07 декабря 2021 на ст. Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский ОКТ при производстве маневровой работы допущен проезд маневрового светофора с запрещающим показанием локомотивом ТЭМ18ДМ № 1591 под управлением ТЧМ Санкт-Петербург Финляндский с группой из 48 вагонов, прицепленных сзади, без включения автотормозов состава, последующим боковым столкновением на стрелочном переводе с выставляемой угловой передачей;
19 декабря 2021 при прибытии на ст. Дулево МОСК грузового поезда № 2624 под управлением локомотивной бригады ТЧЭ Орехово при скорости движения 7 км/час допущен проезд выходного светофора с запрещающим показанием и последующим сходом электровоза на сбрасывающем остряке;
26 декабря 2021 на ст. Москва-Пассажирская-Ярославская МОСК при маневровых передвижениях допущен проезд маневрового светофора с запрещающим показанием при скорости 7,5 км/ч с последующим сходом на сбрасывающем остряке тепловоза ТЭМ18ДМ № 865 под управлением ТЧМ Москва-Сортировочная-Рязанская.
Несмотря на ранее направленную на линию информацию по обстоятельствам данных случаев с требованием принятия мер по стабилизации ситуации, отдельными руководителями Т и ТЧЭ должных выводов сделано не было, а меры приняты по формальному признаку либо не принимались совсем.
Как следствие, 18 января 2022 на ст. Тайшет В-СИБ в 05 час 23 мин допущен проезд запрещающего маневрового светофора М287 тепловозом ТЭМ18ДМ № 1575 приписки ТЧЭ Тайшет под управлением ТЧМ этого же депо, работающего «в одно лицо», с последующим боковым столкновением на стрелочном переводе № 645/647 с вагонами прибывающего грузового поезда. В результате столкновения допущено повреждения тепловоза в объеме текущего ремонта и сход 7 вагонов в грузовом поезде.
Предварительная информация: 18 января 2022 года в 05-24 на станции Тайшет допущено боковое столкновение маневрового состава из трех вагонов, в голове с тепловозом ТЭМ18ДМ №1575 ТЧЭ Тайшет машинист того же депо, с прибывающим на 46-й путь поездом №3401 (вес 2714 тонн, 61 вагон, ОГ нет), с последующим сходом вагонов в головной части прибывающего поезда. При производстве маневровой работы по перестановке трех вагонов с 9 пути подгорочного парка, в 5-24 допущен проезд светофора с запрещающим показанием М 287 с последующим столкновением с вагонами прибывающего поезда на стрелке 647. Машинист тепловоза ТЭМ18ДМ №1575 с вагонами без воздуха, не получив должного тормозного эффекта (из-за снега) допустил проезд запрещающего показания маневрового светофора М287 с последующим боковым столкновением с прибывающим грузовым поездом. Пострадавших нет, движение по станции не прерывается.
Обстоятельства
В ходе расследования установлено, что ТЧМ тепловоза ТЭМ18ДМ № 1575 получил команду на следование с 9-го пути сортировочного парка с 3 вагонами, прицепленными сзади, через горб горки в парк надвига, за горочный светофор Г1, до сигнала М287, для дальнейшего повторного роспуска вагонов на путь № 20 сортировочного парка, после чего ТЧМ установленным порядком повторил полученную информацию.
После приведения маневрового состава в движение ТЧМ тепловоза ТЭМ18ДМ № 1575 в нарушение требований пункта 100 приложения № 6 к ПТЭ развил скорость 18 км/ч при установленной скорости не более 15 км/ч.
Далее, следуя в условиях непрекращающегося снегопада и пониженной эффективности тормозных средств, по спуску крутизной свыше 0,015, ТЧМ допустил нерасчетливое управление маневровым составом, из-за чего скорость от «горба» горки до светофора М287 возросла с 1,5 км/ч до 13 км/ч.
Причины
ТЧМ в нарушение требований пункта 164 Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 6-7 мая 2014 г. № 60 (далее – Правила), пытался собрать схему реостатного торможения, но ввиду значительных временных затрат на ее подготовку, допустил проезд запрещающего показания маневрового светофора М287 при скорости 13,5 км/ч с последующим столкновением на стрелочном переводе № 645/647 с вагонами прибывающего в попутном направлении грузового поезда № 3401.
При этом в нарушение требований пунктов 151, 156 указанных Правил ТЧМ не принял меры к экстренному торможению для немедленной остановки состава с целью предотвращения проезда запрещающего сигнала. Данному случаю также способствовали нарушения руководящих документов ОАО «РЖД» и Минтранса со стороны работников железнодорожной станции Тайшет.
В частности, ДСП Тайшет не обеспечила прекращение маневров с выходом на железнодорожный путь и маршрут приема поезда; ДСПГ при вытягивании 3 вагонов из сортировочного парка на «горб» горки не согласовал с ДСП производство маневровой работы с выездом за горочный сигнал «Г1».
Системными причинами данного случая явились упущения в работе командно-инструкторского состава ТЧЭ Тайшет в части непроведения инструктажа локомотивным бригадам по изменениям в ТРА станций, низкого качества обучения и непринятие мер по ранее допущенным нарушениям, допущенным на сети железных дорог.
Постановляющая часть
С целью стабилизации ситуации и повышения уровня безопасности движения в локомотивном комплексе всем Т, ТЧЭ:
1. В соответствии с требованием распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2015 №2223р организовать и провести внеочередной инструктаж командно-инструкторскому составу, локомотивным бригадам, дежурным по депо и техникам-расшифровщикам скоростемерных лент и электронных носителей информации по причинам допущенного НБД.
2. В срок до 30.04.2022 в соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2022 № 78р переработать местные инструкции по вождению поездов и управлению тормозами, определить в них дополнительные меры безопасности для маневровых составов без взятия вагонов на воздух; при следовании поездов на запрещающее показание светофора, в том числе при наличии снега выше головок рельс.
3. Включить в тематику предрейсового инструктажа локомотивных бригад требования пункта 164 Правил в части запрета использования электрического тормоза при следовании ближе 400 метров до светофора с запрещающим показанием.
4. В I квартале 2022 года проанализировать существующую технологию производства маневровой работы без взятия вагонов на воздух на соответствие требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 28.10.2015 № 2555р по всем станциям обслуживаемых участков. При выявлении несоответствий произвести необходимые расчеты и направить их в адреса начальников станций и РБЗТер установленным порядком по ЕАСД.
5. Контроль за исполнением требований настоящей телеграммы возлагаю на Т и ТЧЭ лично.
ЦЗ-ЦТ О.С. Валинский