Наиболее часто нарушения в работе электрической схемы происходят из-за:
- отсутствия контакта в реле, переключателях, кнопках;
- короткое замыкание в цепи (протирание и пробой изоляции);
- замыкания проводов между собою (появление постороннего питания);
- нарушения регулировки и механические заедания аппаратов;
- понижение давления воздуха или напряжения в цепях управления.
При выявлении и устранении неисправностей необходимо придерживаться таких общих правил:
- внимательно проверить показания сигнальных ламп и приборов на пульте машиниста, а также наличие ошибок на информационных указателях (блоках);
- проанализировать сложившуюся ситуацию, показания сигнальных ламп, приборов, положение контроллера, величину давления воздуха в пневматических цепях, напряжение батареи и, хорошо зная электрические цепи схемы подвижного состава и расположение монтажных проводов, приступить к выявлению причины неисправности;
- в наиболее простых случаях место повреждения определяется визуально: по несрабатыванию реле, контакторов перегорании предохранителей (срабатываню автоматических выключателей), появлениям дыма, оплавлением контакторов (при К. 3.);
- кроме визуального способа, для определения места нарушения цепи применяется логический способ: неисправности ищут путем признаков и показателей работы схемы и аппаратов, учитывая связь между отдельными аппаратами, цепями и секциями подвижного состава.
- при наличии скрытых неисправностей для отыскания их причин применяется экспериментальный способ: определяют действие всех аппаратов схемы в процессе работы (под нагрузкой), последовательно включая аппараты и внося изменения (вместо холостого хода тепловоза — включить тяговый режим, проверить работу схемы на позициях, на заданный ход, с другого пульта управления);
- отыскание неисправностей надо начинать с очевидных, легко доступных и наиболее вероятных причин, а затем приходить к более сложным;
- при невозможности быстро отыскать место неисправности, необходимо собрать аварийную схему. По возможности избегать принудительного закрепления (заклинивания) аппаратов во включенном положении, а также отключение защитных цепей;
- после сбора аварийной схемы локомотивная бригада должна в пути следования внимательно наблюдать за работой локомотива (МВПС). При остановке поезда на ближайшей станции необходимо установить фактическую неисправность локомотива и принять меры для перехода на нормальный режим работы. Если это не получается сделать, по приезду в депо или пункт оборота — поставить в известность дежурного по депо или принимающего локомотив-машиниста о переключении схемы на аварийный режим;
- отыскание и устранение любых неисправностей следует выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.
И наконец, следует помнить требования ПТЭ, которые запрещают машинисту отправляться с поездом со станции на перегон, если на локомотиве имеется неисправность тягового оборудования. То есть, попытки отдельных машинистов проследовать станцию «сходу» при неисправности тягового режима и устранить их потом на перегоне (при движении поезда или при его остановке) без закрепления поезда от ухода, могут привести к неблагополучным последствиям.