Иноземцев Владимир Григорьевич, Издательство М.: Транспорт, 1987
В книге рассмотрены особенности конструкции и эксплуатации тормозов Управления тормозами грузовых поездов увеличенной массы и длины приведены возможные отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения поездов в этих случаях. Второе издание вышло в 1986 г. Предназначена для локомотивных бригад и работников вагонного хозяйства. Рекомендована Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве пособия при подготовке машинистов локомотивов и их помощников. Заведующий редакцией В.К. Терехов, редактор В.Е. Мельников
Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования
Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования: компрессорной установки, крана машиниста и вспомогательного тормоза, воздухораспределителя, электропневматического тормоза, механической части тормоза.
Отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения
В данном разделе рассмотрены отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом: самопроизвольный отпуск автотормозов, обрыв поезда, завышение зарядного давления, перекрытие концевых кранов, замораживание тормозного оборудования, повреждение колесных пар, отказы электропневматических тормозов, неисправности кранов машиниста и воздухораспределителей.
Повышение массы, длины и скорости движения поездов
Повышение весовых норм является одним из приоритетных направлений, позволяющее увеличить провозную способность, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.
Тормоза подвижного состава должны обладать хорошей управляемостью и действовать надежно в различных условиях эксплуатации. Тормозные системы обязаны обеспечивать плавность торможения, причем замедляющая сила каждой единицы подвижного состава должна быть пропорциональна ее массе…
Эффективность тормозных средств
Коэффициент сцепления колес с рельсами и расчетное тормозное нажатие тормозных колодок определяют эффективность тормозных средств поезда, поэтому важно рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности движения поездов при различных расчетных нажатиях тормозных колодок.
От автора
Тормоза подвижного состава железных дорог — область транспортной техники, без глубокого знания которой машинист локомотива не может достигнуть профессионального мастерства.
Главная цель настоящей книги оказать машинистам, особенно молодым, начинающим, практическую помощь в правильном управлении автотормозами при ведении поездов. Именно с таких позиций рассматриваются в книге наиболее важные вопросы, относящиеся к вождению поездов повышенной массы и длины, эксплуатации тормозов, теории торможения, конструкции отдельных тормозных приборов и оборудования. Хорошее знание этих материалов необходимо и при сдаче экзаменов на получение права управления локомотивом, а также повышение классности машинистов. Приведенные к наиболее простому виду формулы дают возможность читателю сделать самому необходимые тормозные расчеты.
Книга написана с использованием размерностей единиц физических величин, принятых в Правилах тяговых расчетов.
В соответствии со стандартом СЭВ 1052—78 происходит переход на международную систему единиц физических величин (СИ), в качестве основных единиц в которой используются единица длины — метр (м), времени секунда (с), массы— килограмм (кг). Единица силы в этом случае является производной и определяется как сила, обеспечивающая массе в 1 кг ускорение 1 м/с2. Эта единица силы получила наименование Ньютон (Н) и имеет размерность, вытекающую из второго закона механики (F = ma, где F сила, m масса, а ускорение):
Широко используемая в технике и на транспорте единица силы—килограмм-сила (кгс) равна 9,81 Н и тонна-сила – 9,81 кН. Учитывая, что единицы кгс и тс связаны с Н и кН через постоянный безразмерный коэффициент 9,81, а также что пересчет ряда нормативов МПС (например, тормозных) через коэффициент 9,81 при выражении их в Н вызовет появление дробных значений, неудобных для практического использования (например, расчетное нажатие чугунных тормозных колодок грузового вагона на ось составит на груженом режиме 68,7 Н, на среднем — 49 Н, на порожнем — 34,3 Н), Госстандарт, как исключение, согласовал применение в Правилах тяговых расчетов Международной системы единиц с использованием в качестве единиц силы кгс и тс. В этом случае вес в кгс и тс, определенный по стандартному ускорению силы тяжести g’ = 9,81 м/с2 (как известно, ускорение силы тяжести меняется в зависимости от широты и высоты над уровнем моря), численно равен массе в килограммах (кг) и тоннах (т).
Используемые в тяговых и тормозных расчетах удельные силы, т. е. силы, действующие на единицу массы подвижного состава от тяги, торможения, сопротивления движению, уклона пути, имеют размерность килограмм-сила на тонну (кгс/т).
Удельная сила в кгс/т численно равна ускорению от этой силы, выраженному в 10 g. Это вытекает из второго закона механики a = F/M и может быть выведено следующим преобразованием размерностей:
Удельная тормозная сила определяется обычно через тормозной коэффициент ν. Если принять ν как отношение тормозного нажатия к массе, то b1 = 1000νр φкркгс/т.
В предлагаемой Вашему вниманию книге используются следующие размерности физических величин: длина – метр (м), километр (км), время — секунда (с), минута (мин), час (ч); сила – килограмм-сила (кгс), тонна-сила (тс); масса—килограмм (кг), тонна (т), скорость—м/с, км/ч, площадь—см2, дм2; объем – см3, дм3, м3; давление—кгс/см2.
В определенной мере в книге использованы материалы викторины «Хорошо ли Вы знаете автотормоза?» Организационное руководство викториной осуществлял бывший главный редактор журнала «Электрическая и тепловозная тяга» Алексей Иванович Потемин, а в ее подготовке принимали участие машинисты, присылавшие материалы по эксплуатации тормозного оборудования, а также ведущие спеииалисты-тормозники тт. Крылов В. И., Клыков Е. В., Коврижкин Н. П., Климов Н. Н., Тихонов И. С., Второв А. К., Албегов Н. А., Абашкин И. В., Шарунин А. А., Ясенцев В. Ф., Посмитюха А. А., Крылов В. В. и др.
Книга не является простым собранием ранее опубликованных вопросов и ответов: подавляющая часть материала написана заново (частично или полностью заимствованные из викторин ответы отмечены звездочкой).
В.Г. Иноземцев,
доктор технических наук,
профессор